Концессия: шаг в пропасть или спасение для ЖКХ?

Концессия, инвестиции, партнерство с бизнесом в сфере ЖКХ. Эти слова стали часто появляться в эфире и на страницах городских СМИ. Многих вартовчан они откровенно пугают, ведь в этом году властям предстоит решить вопрос о судьбе двух крупнейших коммунальных муниципальных предприятий Нижневартовска - «Теплоснабжения» и «Горводоканала». Наш портал решил провести собственное мини-исследование, чтобы наконец-то разобраться: есть ли объективные причины бояться подобных перемен и что они с собой несут?


Вартовчане хотят получать от коммунальной сферы не только ежемесячные платежки, но и высокое качество услуг

Концессия - это не страшно

«…Это же как в 90-е годы, когда все заводы, все мощности в стране отдали в частные руки. Было народным, а стало частным. Разве не то же самое и с концессией сейчас происходит?» - задала нам вопрос пожилая читательница Анна Машенцева.
Смело ответим: «Нет,  не тоже самое». Юридическая разница между приватизацией и концессией огромна. Дабы не углубляться в дебри законов приведем простой пример. При сделке приватизации собственник получает некое имущество и вправе сам определять его дальнейшую судьбу. Он может сделать из оборонного завода цех по выпуску макарон или же вообще снести все производственные мощности бульдозерами, продать металл, а на освободившемся участке выстроить особняк с вертолетной площадкой. В лихие 90-подобных примеров хватало…

С концессией, дело иное. Это особый вид государственно-частного партнерства с очень строгими правилами . Законодательство задает четкие рамки для поведения нового собственника предприятия. Он не может его перепрофилировать, перепродать и даже элементарно приостановить деятельность. Каждый шаг для  владельца строго лимитирован.

Предприятия остаются подотчетны муниципальным структурам, доступны для проверок и абсолютно управляемы. Более того, при нарушении концессионных соглашений собственника могут попросить вернуть объекты под контроль мэрии или наказать штрафом. Впрочем, на сегодняшний день в России передано компаниям концессионерам свыше 900 коммунальных предприятий, а подобных случаев не было ни разу. Частники со своей работой справляются ничуть не хуже муниципалов, а зачастую, лучше их…

И, самое главное, получив коммунальное предприятие по договору концессии собственник не имеет права играть с тарифами, как ему вздумается. В статьях 156-158 Жилищного Кодекса четко прописана система тарифицирования. Федеральные власти устанавливают ежегодной предельно допустимый уровень роста цен, а региональные структуры регулируют местную ставку. Выйти за установленные пределы нельзя. В этом смысле, нам с вами ничего не угрожает.

Почему нужно передавать в концессию муниципальные коммунальные предприятия?
Ответ на этот вопрос впервые первым дал Президент России в 2013 году на заседании Госсовета. Он отметил, что возникает немало вопросов к эффективности муниципального управления ресурсоснабжающими организациями и, фактически, именно Путин дал старт процессу заключения концессионных соглашений в России.

По словам заместителя Министра строительства и ЖКХ итоги масштабной федеральной проверки показали, что каждое второе предприятие отрасли работает неэффективно. Критериев для оценки было два – финансовое состояние и качество поставляемых услуг.

Специалисты отмечают, что на сегодняшний день ресурсоснабжающие организации являются хомутом на шее многих городов России, который, хочешь не хочешь, а надо тащить. И этого мало, поскольку коммунальный комплекс нужно еще и развивать. К нему сейчас возникает слишком много вопросов и нареканий у населения. Даже в относительно благополучном Нижневартовске процент износа коммунальных сетей подрастает, да и объекты инфраструктуры построенные в 80-х годах новей не становятся.

А ведь инженерная мысль не стоит на месте, просто муниципальные организации за ней не всегда успевают. Взять хотя насосы для перекачки воды. В Тюмени, после заключение концессионного соглашения на них установили частотно регулируемые приводы, которые позволили сделать транспортировку жидкости дешевле на 30%. И это лишь один из примеров того, как частные собственники подходят к управлению коммуналкой.


Каждый понимает, что коммунальному комплексу нужны инвестиции в развитие. Именно поэтому и заключаются концессионные соглашения. 

Первый шаг сделан. Теперь нужно идти
В нашем автономном округе процесс передачи в концессию коммунальных структур уже стартовал. В данный момент под управлением коммерческих структур находятся предприятия городов Радужный, Когалым и Лангепас. Многие другие города сейчас движутся в том же самом направлении.

Нижневартовск, задачу Президента России, реализует планомерно и без лишней спешки, чтобы избежать в будущем любых острых углов.

«В первом квартале состоится публичное обсуждение этой процедуры с общественниками, представителями населения. Мы должны сделать процесс заключения концессионных договоров прозрачным и понятным для граждан», - отметил глава города Василий Тихонов на одной из пресс-конференций.
Опыт других муниципалитетов, да и России в целом, показывает, что мы двигаемся в правильном направлении.

«Показательно, что аварийность снижается интенсивнее в тех субъектах Российской Федерации, где работают сегодня концессионеры на основе договоров концессии, а не там, где системы работают под управлением ГУПов и МУПов соответственно. Вот интересные цифры: в тех регионах, где действуют концессии (у нас сегодня в стране 35 таких субъектов Российской Федерации), аварийность теплоснабжения снизилась в среднем на 47 процентов, а водоснабжения — на 21 процент», — отметил общаясь с федеральными СМИ министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.
Привлечение дополнительных инвестиций в сферу ЖКХ считает одним из главных приоритетов этого года и губернатор Югры Наталья Комарова. Но, в то же время, отметила на одной из встреч, что процесс работы концессионеров должен быть на постоянном контроле мэрии и интересы жителей должны оставаться ключевым приоритетом развития.

«Важно ваше понимание того, насколько это решение беспроблемно реализовывается и не приносит неудобств для жителей и, собственно, отрасль ЖКХ тоже находится в устойчивом положении», - отметила она.
Первый шаг к системе концессий, как видите, уже сделан. И эффективность этого процесса сомнений не вызывает. Именно поэтому Наталья Комарова не вполне довольна тем, что в ряде муниципалитетов Югры возникают проволочки на этом пути. В Мегионе, Радужном, Нижневартовском и Ханты-Мансийском районах в 2016 году были объявлены конкурсы на заключение соглашений, но их признали несостоявшимися. Маловато оказалось желающих заключить соглашения.

Нижневартовску подобная ситуация вряд ли грозит. Интерес к нашим МУПам уже проявили три крупных предприятия: «Корпорация СТС», «Росводоканал» и «Российские коммунальные системы». Все это крупные структуры, уже имеющие опыт модернизации коммунальных предприятий по всей стране.

Так, что пугаться слова «концессия» не стоит.  Существующая система муниципального управления коммунальными активами, родом даже не из 90-х, а из  коммунистических годов, когда все вокруг было народным, а значит ничьим. В то же время, опыт развитых стран показывает, что коммунальное хозяйство эффективнее работает в частных руках. Ведь в этом случае у него есть не просто назначенный кем-то руководитель, а собственник, хозяин. За качество работы своего предприятия он будет ручаться репутацией, головой и деньгами. А значит – нести ответственность за качество услуг непосредственно перед нами, что тоже неплохо. 

Подпишитесь на рассылку

и станьте одним из первых, кто будет в курсе главных новостей Нижневартовска