Неожиданное достоинство невежества

Бердмэн

Джонни Субординация

На улицах Нью-Йорка паника: крики людей, стрельба, взрывы, перевернутые автомобили, гигантская железная птица на крыше здания. “Вот наш уровень! Зубодробительно, быстро, зрелищно, весело”, - это Бёрдмэн - супергеройское альтер-эго Риггана Томпсона - взламывает воображение “хозяина” и пытается показать его место в современном искусстве. Но мысли Риггана, как и сам фильм, о другом.

Это история о том, как потускневшая звезда культового блокбастера в надежде сделать что-то значительное, решает поставить на Бродвее собственный спектакль. Доказать критикам, что он актёр, но не шоумен. Смыть печать единственной роли, принёсшей ему уже угасающую популярность. Показать дочери, что он существует. Перестать проецировать собственную творческую несостоятельность на личную жизнь. Сломать “четвертую стену”, отделяющую его от современного мира. История о том, как проигранные на театральном и личном фронтах сражения не помешали выиграть войну с самим собой.

Нет, это отнюдь не проходной голливудский фильм про возвращение из небытия героя прошлых лет. Коктейль из блестящей игры актёрского ансамбля (Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Наоми Уоттс, Зак Галифианакис), отменного, местами чёрного, юмора и режиссёрского гения Алехандро Гонсалеса Иньярриту не позволяют картине превратиться в шаблонный продукт. Зрелищно, весело. Саундтрек, практически полностью состоящий из партий ударных инструментов (нынешний тренд, вспомнить хотя бы тематически барабанную “Одержимость” Дамьена Шазеля), держит в тонусе все 120 минут. Зубодробительно. Есть чем возразить Бёрдмэну и тем, кто “тащится от дерьма, крови и экшена”.

Отдельно хочется отметить замечательную операторскую работу Эммануэля Любецки: статичная камера при показе воображаемых полётов Риггана и “порхающая” при съемке диалогов и полилогов главных героев потрясающе точно расставляет акценты на сюжетной линии. Прошлогодний “Оскар”, полученный за работу над “Гравитацией” Альфонсо Куарона, вполне может рассчитывать на скорое пополнение в семействе кинонаград оператора.

В чём же заключается неожиданное достоинство невежества, вынесенное в заглавие рецензии и расширенное название фильма? Рискну предположить, что в такой субъективной вселенной, как искусство, невежество (угасающее блокбастерское эго Риггана) действительно может вылиться в нечто достойное (блестящая театральная постановка). Благодаря труду, самоотречённости, скрытому до поры таланту и вере в мечту, герой Майкла Китона не только “неожиданно” выдает хороший продукт, но и показывает, на что он готов ради искусства. Ну а мы - зрители - сами выносим приговор. Я его вынес: достойно, 10 из 10.